24.11.2023 13:54
Новости.
Просмотров всего: 7235; сегодня: 1.

В Ташкенте проходит выставка о творчестве архитектора Алексея Щусева

В Ташкенте проходит выставка о творчестве архитектора Алексея Щусева

Выставка, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева – «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» и приуроченная его 150-летнему юбилею, открылась в Национальной галерее изобразительных искусств в Ташкенте. 

Для Музея архитектуры выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» – самый масштабный зарубежный проект за последние десятилетия. Она занимает два выставочных зала Галереи изобразительного искусства Узбекистана: первая часть показывает весь творческий путь мастера, вторая часть посвящена работе архитектора в союзных республиках, в том числе в Узбекистане.

Камола Акилова, директор Национальной галереи Узбекистана: 

«В современном напряженном, динамичном мире культура и историко-культурное наследие выступают «мягкой силой», которая может влиять на общественное сознание, служить сближению различных народов и стран. В Узбекистане с приходом нового руководства страны изменилось отношение к наследию, которое стало пониматься не просто как прошлое, а скорее как ресурс будущего. И частью этого наследия является наследие великого русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, которое наиболее полно нашло отражение в проекте здания Государственного Академического Большого театра имени А. Навои. Здание ГАБТ имени А. Навои с самого начала стало одним из брендов Ташкента. Оно до сих пор поражает своей величественной монументальностью, необычностью, сочетающей в себе художественные традиции Востока и Запада. Данное сооружение является авторским и коллективным проектом одновременно, в котором отразились гений Великого Усто Алексея Щусева и коллективный труд уникальных мастеров-орнаменталистов резьбы и росписи по ганчу, художников, которые по замыслу Щусева должны были передать его концептуальные идеи. По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6, должно было иметь характер архитектурного декора, присущего той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Это не просто театр, это театр-музей, синтезирующий в себе несколько видов искусства».

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, куратор выставки: 

«Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком».

Марина Бондарева, председатель Попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга»: 

«Обширное наследие Алексея Щусева имеет мировую значимость и находится не только в России, но и за рубежом. Выставка в Ташкенте, посвященная творчеству архитектора, позволит рассказать широкой аудитории о его вкладе в развитие зодчества и градостроения, а также напомнит о важности сохранения культурного наследия. Мы очень рады принимать участие в этом международном проекте».

Камола Акилова, директор Национальной галереи Узбекистана: 

«Выставка «Алексей Щусев. 150 лет. Усто Меъмор», надеемся, станет заметным явлением в культурной жизни Узбекистана. Она обратит  взгляд специалистов не только на опыт прошлого, но и будет стимулировать творческие поиски архитекторов, дизайнеров, народных мастеров, художников к развитию в виде перспективных проектов. И возможно в будущих проектах синтез искусств вновь найдет в них свое воплощение. Надо отметить, что это первый совместный проект Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. Современный этап развития Узбекистана дает возможность плодотворного сотрудничества между музеями разных стран, а это всегда познание, которое обогащает не только творческую интеллигенцию, но и широкую общественность, сохраняя, таким образом, общую культурную память».

Архитектура выставки, разработанная Агнией Стерлиговой и командой архитектурного бюро Planet9, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, структурируя пространство, уподобленное архитектурной мастерской с большими столами и многочисленными вариантами проектов на стенах.

Анна Громова, Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»: 

«Первые опыты храмоздательской деятельности Алексея Викторовича Щусева обозначили его как гениального художника, создателя уникальных архитектурных форм, шедевров прикладного искусства, оригинальных декоративных мотивов, восходящих к расцвету Византийского искусства и наивысшим достижениям древнерусского зодчества. Августейшие заказы семьи Императора Николая II, и в особенности, великой княгини Елисаветы Феодоровны, облечали Щусева высочайшим доверием решать самый широкий круг имперских идеологических задач: от утверждения русского присутствия у мощей святителя Николая в Итальянском городе Бари до общероссийского почитания памяти героев Первой Мировой войны и запечатления в камне дел милосердия и помощи ближнему в созданной великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Мы по праву можем считать Щусева художником мирового масштаба, который сумел воплотить созвездие своих талантов, благодаря присущим ему неиссякаемой творческой энергии, оптимизму, редкому трудолюбию и гениальному умению создавать шедевры для Вечности и Славы своего Отечества, невзирая на потрясения времени и смену политических режимов».

На выставке представлено около 350 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 16 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева. Среди экспонатов – проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева, документы, архивные фотографии, кинохроника – материалы к ключевым и малоизвестным проектам, часть из которых показана публике впервые.

Выставка открыта с 23 ноября 2023 года и продлится по 22 января 2024 года.

Фото: Музей архитектуры им. А.В. Щусева.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11007 публикаций
Сайт: muar.ru/exhibitions/vystavka-aleksey-shchusev-150-usto-memor-9477/
Поделиться:

Интересно:

История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...
Происхождение Руси
03.05.2025 10:13 Аналитика
Происхождение Руси
На рубеже V-VI веков произошли три события, оказавших большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие Древней Руси. Первым таким событием стало расселение славянских племён – как западных «славенов», так и восточных «антов» («окраинных»). Под воздействием ряда факторов они стали перемещаться на юг, перешли Дунай и обосновались на Балканском полуострове, отвоевав большую часть византийских территорий. Сюда, помимо южнославянских племён, переселялись и те, кто проживал на отдалённых территориях. Например, дреговичи, занимавшие территории севернее припятских болот, или сербы, жившие неподалёку от современного Берлина. В результате этого широкомасштабного процесса в Европе эпохи Раннего Средневековья произошли значительные этнические и политические изменения. То же самое можно сказать и о прежних территориях проживания славян. Когда был основан Киев? В связи с расселением славян...
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
30.04.2025 11:15 Интервью, мнения
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
13 тысяч уникальных предметов – от царских наград до редчайших касок. Денис фон Мекк, коллекционер с 25-летним стажем, восстанавливает по крупицам то, что едва не исчезло из истории. Денис фон Мекк живёт в Москве, пожарная тематика увлекла его ещё в юности. Особенность его коллекции — оригинальность предметов и широкий охват эпох: от императорской России до современной Европы и Америки. Помимо коллекционирования, фон Мекк занимается популяризацией пожарной безопасности и истории пожарного дела – посетил более 100 пожарных  выставок в 30 странах мира, выступает с лекциями, пишет статьи. От шевронов до касок Первое, что начал собирать фон Мекк, – нарукавные шевроны. Сейчас в его коллекции более 5000 нашивок из почти 100 стран мира.  – Моя особая любовь – каски. Только американские не нравятся – нет, не из-за политики, просто визуально не нравятся, – смеётся он. В собрании ...