13.11.2024 09:21
Новости.
Просмотров всего: 6672; сегодня: 5.

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Парковая скульптура усадьбы Кусково — уникальное явление в истории и культуре России, она служит ярким примером того, как оформляли регулярные парки в середине и второй половине XVIII столетия. Оригинальную мраморную пластику для Кускова создавали по большей части итальянские мастера, но есть в коллекции и работы отечественных скульпторов.

Коллекция не имеет аналогов и повторений — владелец Кускова граф Петр Борисович Шереметев собирал ее для усадьбы почти 40 лет. Скульптура не только украшала парк, но и служила образовательным целям: знакомила гостей с историей и античной мифологией, приобщала к европейскому искусству. Была у нее и важная функция с точки зрения ландшафтной архитектуры: статуи организовывали пространство парка, расставляли определенные акценты и создавали смысловые группы. Кроме того, вся усадьба Кусково время от времени становилась своеобразной праздничной площадкой: здесь проводили многолюдные гулянья, ставили спектакли, и скульптура тоже была частью оформления и театральных декораций.

Сейчас в парке расположено 55 произведений — круглая пластика в полный рост и бюсты, представляющие античных богов, героев древнегреческих и древнеримских мифов, а также исторических личностей. 

Античные боги

Диану, богиню Луны и лесов, сестру Аполлона, можно увидеть, если обойти Итальянский домик справа. Безошибочно узнать ее помогут характерные атрибуты — полумесяц на голове и собака у ног. Богиня покровительствовала охотникам, а усадьба славилась своими угодьями. По четвергам и воскресеньям съезжавшиеся в имение гости могли принять участие в графской охоте. Петр Борисович Шереметев особенно любил охотиться с собаками и построил в Кускове целый псарный двор, где, согласно архивной описи, была даже специальная баня. Гончих граф выписывал из Англии, а охоту обеспечивал целый штат, в который входили ловчий, корытничии, псари, выжлятники и другие работники.

Статуя Аполлона, расположенная перед дворцом, изображает бога Солнца в виде юноши, опирающегося на лиру, — он считался покровителем музыкантов и поэтов. Сохранившиеся архивные документы Петра Борисовича Шереметева позволяют предположить, что это была одна из первых скульптур, появившихся в парке.

А на колонне рядом с поперечной аллеей находится статуя Минервы. Ее установили в честь визита в Кусково Екатерины II в 1775 году, когда в Москве праздновали подписание мирного договора с Турцией. Колонна создана по образцу тех, что находились в Царском Селе, автором скульптуры называют академика Императорской академии художеств Архипа Иванова. Есть легенда, что карельский мрамор для колонны подарила усадьбе сама императрица.

Богиня мудрости и разума, исполнительница законов и защитница гражданских прав ассоциировалась с правительницей у многих. Например, великая княгиня Мария Федоровна, урожденная София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская, подарила Екатерине ее портрет в виде камеи, на котором представила императрицу в образе Минервы.

Водные персонажи

Персонажей, представляющих водную стихию, в коллекции много — возможно, это связано с тем, что усадьба располагается в местности, где раньше было несколько водоемов, небольших рек и запруд.

Скульптура морской нимфы Фетиды, держащей в руках похожее на рыбу существо, находится на площадке перед павильоном «Грот». Фетида — нереида, одна из дочерей бога водной стихии Нерея, которые, согласно мифам, жили в гротах (то есть подводных пещерах). Статуя продолжает тематику паркового павильона: его купол увенчан каменным фонтаном, ажурные решетки на дверях и окнах напоминают водоросли, а в оформлении интерьера Иоганн Фохт использовал более 24 тысяч раковин из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.

Кроме того, неподалеку от «Грота» можно увидеть богиню рек, ручьев и озер Наяду. Рукой она придерживает сосуд, из которого выливается вода, на статуе выбита монограмма BS — вероятно, авторская, что дополнительно подтверждает итальянское происхождение скульптуры.

«Река Скамандр» — аллегорическое изображение реки, на которой в XIII–XI веках до нашей эры стояла древняя Троя. Часто речных богов изображали в виде старцев, опирающихся на урну с водой, дополнять изваяние могли весло, тростник или водоросли. Скульптура бога Скамандра — самая большая в кусковском регулярном парке, она находится в партерной части. На изваянии тоже есть монограмма BS, а на передней стороне в основании высечена надпись La fleuve Scamandre.

Неподалеку от Голландского домика и пруда расположились четыре статуи, среди них — аллегория реки Кусковы, некогда протекавшей неподалеку и, вероятно, давшей название усадьбе. Это одно из произведений отечественных скульпторов. Как раз к середине XVIII века прерванная традиция работы по камню в России возобновляется — мастера, прекрасно владеющие навыком резьбы по дереву, приобретают новый опыт. «Божество» Кусковы в представлении художника — это, как и Скамандр, старец, в его руках небольшой сосуд с водой.

Герои «Метаморфоз»

Усадебную коллекцию скульптуры подбирали, руководствуясь (во всяком случае, частично) известной «Росписью», которую прислал в Россию в 1716 году дипломат Петра I. Там было указано, какие статуи могут располагаться в парках и на какие группы (или манеры) их можно разделить. Одна из них, так называемая римская манера, предполагала парные скульптуры мифологических персонажей, в основном из «Метаморфоз» Овидия. И близ павильона «Эрмитаж» можно увидеть бюсты Орфея и Эвридики. Анализ стиля, размеров и пластических приемов позволяет предположить, что эти парные скульптуры изготовили в одной мастерской.

Лесная нимфа Эвридика, жена певца и музыканта Орфея, погибла от укуса змеи. Орфей отправился к властителю подземного мира Аиду, чтобы попытаться вернуть супругу. Аид, очарованный звуками лиры, позволил Эвридике уйти, но с условием: покидая царство мертвых, Орфей не должен оглядываться. Всего за один шаг до выхода он забыл о предостережении и обернулся, а Эвридика навсегда осталась в потустороннем мире. 

Другая пара скульптур — Вертумн и Помона. В «Метаморфозах» Овидий рассказывает историю о сватовстве бога смены времен года, мастера перевоплощений Вертумна к богине плодов Помоне. Брак состоялся, и пара уже вместе продолжила заботиться о процветании садов Италийской земли. Кусковская Помона изображена в традиционной манере с рогом изобилия (статичность фигуры, возможно, говорит о том, что изначально ее хотели разместить около здания), а Вертумн — с яблоками и виноградом.

Сохранение коллекции

Чтобы сохранить скульптуры, в Кускове за ними тщательно ухаживают. Например, на зиму их традиционно укрывают в защитные футляры: мрамор хорошо впитывает влагу в микроскопические поры и трещины. Замерзая, жидкость разрывает камень изнутри, так что осадки и заморозки могут повредить статуям. Поэтому скульптуры в парке готовят к зиме заранее, с середины октября, а открывают, когда сильных заморозков уже не ожидается.

В 2019 и 2020 годах кусковские скульптуры отреставрировали. Перед специалистами стояла масштабная задача — восстановить 50 произведений. Почти за три столетия на открытом воздухе некоторые статуи утратили авторскую пластику, а мрамор изменил цвет и покрылся трещинами. Но благодаря усилиям реставраторов сегодня гости усадьбы могут видеть скульптуры в их первозданном виде.

Изображение (фото): Ю. Иванко, пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, Департамента культуры города Москвы


Участники событий и другие указанные лица:


Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10924 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/146440073/
Поделиться:

Интересно:

ИИ и гибкость — опыт Ventra на конференции Russian Retail Show 2025
28.04.2025 18:55 Аналитика
ИИ и гибкость — опыт Ventra на конференции Russian Retail Show 2025
На прошедшей в Москве конференции от Retail TECH Net, посвящённой цифровой трансформации отрасли, руководитель ИТ-подбора HR-холдинга Ventra Алексей Большаков представил результаты масштабного исследования о мотивации и трендах в управлении ИТ-командами. Эксперт поделился инсайтами, как ритейл-компании могут сохранять ключевых специалистов в условиях дефицита кадров и меняющихся ожиданий сотрудников. Конференция объединила несколько тысяч участников — представителей крупных ритейл-сетей, технологических стартапов и ИТ-департаментов. В своем выступлении на секции «Ключевые тренды и кейсы ИТ в ритейле» Алексей Большаков рассказал о масштабном опросе HR-холдинга Ventra, который охватил 900 компаний и тысячи ИТ-специалистов: от джунов до ИТ-директоров.  Согласно исследованию, 62% организаций в 2024 году расширили свои технические команды, несмотря на общую оптимизацию расходов. Более...
Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
28.04.2025 12:14 Аналитика
Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
Слово «князь» (от общеславянского kъnęzь) в древнейшие времена обозначало главу рода, предводителя племени; в древнерусском государстве князем стали именовать правителя области, удела, земли. Функции или деятельность князей зависели от особенностей исторического периода и от местности, где они правили. Самые широкие полномочия имели великие князья: титул «великий князь» в IX-XII веках относился к киевскому князю, а с XII века также и к владимирскому князю. Власть великих князей не была абсолютной, она ограничивалась советом (думой) и народным собранием (вече). Местные или удельные князья имели более ограниченную власть: в Галиче она зависела от старших дружинников-бояр; в Новгороде и Пскове по решению вече князя могли изгнать. Обязанности древнерусского князя (IX-XII века) Основные обязанности князя изложены в «Поучении», составленном для своих потомков князем Владимиром...
Возвращаем имена Победы
28.04.2025 09:03 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
Мифология Древней Руси
27.04.2025 10:16 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти. Особенности древнерусской мифологии Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...